Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Авторы программы Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжановская
Актуальность Программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы — детским садом и школой.
Цель Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.
Задачи Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги; подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля — качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.
В целевом разделе отражены принципы и подходы к формированию программы, критерии отбора материала программы, планируемые результаты освоения программы.
В содержательном разделе программы отражены формы, методы и средства образовательной деятельности, варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом, тематический план занятий на учебный год.
В организационном разделе описаны особенности организации занятий, материально-техническое и методическое обеспечение программы, представлен список рекомендованной литературы для воспитателей и родителей.
Под программу подготовлена серия книг:
- «Читаем и обсуждаем» - в пособии собраны произведения устного народного творчества и художественной литературы, призванные помочь воспитателю в формировании основ финансовой грамотности.
- «Мини-спектакли» - в комплект входят тексты для детей, исполняющих роли сказочных героев.
- «Играем вместе» - в сборнике представлены подробные разработки игровых занятий, игр-праздников, ролевых игр.
- «Говорим с детьми о финансах» - пособие для родителей, из которого родители могут узнать, о чём и как говорить с ребенком дома, чтобы заложить у него основы финансовой культуры.
- «Рассуждаем и решаем» - в пособии собраны ситуационные задачи финансового содержания, решение которых способствует воспитанию у детей бережливости, формированию умений видеть проблемные ситуации и находить способы их разрешения.
- Книжки-раскраски к сказкам.